Обзор акустики MartinLogan Motion 20i

Любой меломан знает, как сложно получить «добро» от домашних на приобретение напольной акустики. «Зачем тебе такие большие», «они загородят телевизор», «испортят вид нашей комнаты – это лишь часть аргументов, с которыми наверняка сталкивался каждый из нас. Для предотвращения подобных коллизий некоторые производители начали выпускать т.н. дизайнерскую акустику – узенькие «соломки» с массой мелкокалиберных динамиков. К настоящему времени такой дизайн остался лишь у дешёвых театральных комплектов, да и в этом сегменте они скоро вымрут – нормальный звук из них выжать невозможно.
Но выход есть: как раз для требовательных меломанов, живущих в городских квартирах, американская MartinLogan и выпустила серию относительно компактных и не слишком дорогих систем Motion. При этом разработчики стремились избежать компромиссов, сохранив фирменный звуковой почерк своих изделий.
Понятно, что фирменные электростатические панели ESL здесь применить невозможно, но частичная замена нашлась – для озвучивания верхнего диапазона, где необходима минимальная инерционность излучателя, были выбраны твитеры AMT. Напомню, что для возбуждения звуковой волны в них используется не колебания мембраны, а сжатие и распрямление тонкой плёнки, сложенной гармошкой. В модели Motion 20i общая площадь излучения на ВЧ получилась немаленькая — 58,5 квадратных сантиметров (13,3 х 4,4 см). Традиционный круглый твитер такой же площади должен был бы иметь калибр 86 мм. Плюс АМТ ещё и в том, что он линейно озвучивает диапазон до 25 кГц при надёжной стыковке со среднечастотной полосой на 2600 Гц.
Motion 20i – системы 2,5 полосные, с двумя мидбасовыми драйверами. Один, установленный в нижней части корпуса, фильтруется на 500 герцах, а второй работает в расширенном диапазоне, вплоть до верхней частоты раздела. Что это даёт? На низких частотах, где требуется максимальная отдача энергии, обе 14-сантиметровые головки работают в параллель, а одна из них озвучивает и середину. Не требуется дополнительный среднечастотник со сложными фильтрами, что позволяет подбирать комплектующие по принципу «лучше меньше, да лучше».
Драйверы с алюминиевыми диффузорами работают на фазоинвертор с гигантским портом, выведенным на заднюю стенку. Кроме того, в нижней части корпуса имеется резонансная камера, выравнивающая частотную характеристику в области баса. В спецификациях указано, что Motion 20i по уровню -3 дБ воспроизводят частоты от 46 герц, и это убедительный результат для таких габаритов. В конструкции, кстати, есть ещё одна хитрость – один из динамиков установлен близко к полу, и ранние отражения, совпадающие по фазе с прямым излучением, усиливают отдачу.
Фазовая линейность всей системы в целом обеспечивается запатентованной схемой кроссоверов Vojtko™, разработанных профессором Войтко. Компоненты для неё тщательно подбираются индивидуально для каждого комплекта динамиков. В схеме используются катушки «на воздухе» и на стальных сердечниках с минимальным сопротивлением, а электролитические конденсаторы шунтируются плёночными.
Кроссоверы предусматривают многопроводное подключение, входные клеммы снабжены крупными удобными «барашками» для зажима кабеля.
Узкие высокие корпуса устанавливаются на шипы. Грили раздельные для верхней и нижней части лицевой панели. Варианты внешней отделки одинаковы для всей линейки — чёрный лак, белое матовое покрытие, красный орех. Качество изготовления и полировки безукоризненное, боковые стенки в лаковом исполнении реально зеркальные.
В качестве источника в тестовой системе был задействован сетевой аудиоплеер Aurender N100SC с конвертером Mytek Brooklyn DAC+. Усилитель – не так давно испытанный оконечник Mytek Brooklyn Amp. Соответственно, музыкальный материал подбирался из новинок TIDAL, которые сейчас поголовно кодируются в MQA.
То, что у этих колонок полный порядок с разрешением на средних и высоких частотах, стало ясно сразу. Безынерционные твитеры АМТ и легкие алюминиевые диффузоры точно и разборчиво передают малейшие нюансы записи, каким бы сложным ни был её спектр. Бетховен, «Piano Sonata No. 8 in C minor» [1] – рояль с симфоническим оркестром. Широчайший динамический диапазон, сбалансированная и натуральная подача инструментов, ни одна группа не пытается доминировать. Верхний спектр подробный, без агрессии и упрощений. На джазовом альбоме Алекса Гудмана [2] прекрасно прописаны и тарелки, и саксофон – эта рельефность и богатство тембров прекрасно передаётся акустическими системами. У Motion 20i очень красивая середина, получил настоящее удовольствие от нового альбома Сары Ярош [3]. Акустическая гитара, вокал, подпевки на заднем плане, деликатные реверберации – всё записано с большим вкусом, и системы это доносят до слушателя.
И вот что я ещё заметил – при предельном внимании к нюансам Motion 20i не заостряют внимание на нелочётах, присущих онлайновому контенту. Поэтому быстро перестаёшь замечать и некоторую скупость воздушных составляющих, и не слишком глубокую перспективу в глубину. В конце концов, за удобство нужно платить. А вот при воспроизведении файлов с жёсткого диска Aurender N100SC – вообще придраться не к чему.
Не даром производитель в характеристиках колонок указывает ширину диаграммы направленности – 80 градусов по горизонтали и вертикали. Зона стереоэффекта действительно широкая, кроме того, слушать музыку можно и сидя, и лежа, и стоя на расстоянии трёх-четырёх метров. В этом отношении колонки удобны для реальных условий – их не обязательно ставить строго симметрично относительно точки прослушивания.
Динамического же потенциала у Motion 20i вполне достаточно для озвучивания комнаты 30 – 35 метров. Эти башенки способны играть очень громко без заметных искажений и окраски. Бас у них, несмотря на относительно скромные габариты, сочетает приличную глубину и скорость. Даже причудливые ритмические конструкции передаются легко и непринуждённо. Но если вы поклонник клубной музыки, драм-н-бейса или тяжёлого рока, для тектонических эффектов можно добавить сабвуфер. Мы подключали 10-дюймовый MartinLogan Dynamo 600, и его вполне хватало, чтобы эффектно воспроизводить самый безбашенный драйв. Но это уже из области молодёжного максимализма, в большинстве случаев «двадцатки» прекрасно справляются сами.
Так что места узкие корпуса занимают немного, рабочий бас есть, а серьёзных проблем с комнатными резонансами при таком калибре драйверов быть не должно. Для реальных жилых интерьеров Motion 20i – беспроигрышный вариант.
По материалам salonav.com