Время работы:

ПН-ПТ 10:00 - 19:00
СБ-ВС 11:00 - 18:00

+7 (383) 375-11-97

Заказать звонок
Каталог товаров

Тест фонокорректора Luxman EQ-500

Несколько лет назад фонокорректор Luxman EQ-500 возглавил каталог японского производителя. Аппарат впечатляет и сам по себе, и в сравнении с младшими, заслужившими признание аудиофилов, моделями вроде E-200 и пришедшим на смену E-250. В прошлом компания делала изумительные аппараты — например, Luxman E-06 (особенно в версии Alpha). А в рамках данного теста попытаемся разобраться, что же производитель считает эталоном сегодня.


Необычных моментов и особенностей у Luxman EQ-500 хватает. Начнем с того, что этот корректор является ламповым, а модели младше — транзисторные. Впрочем, обе схемотехники разработчики использовали и ранее. Пересечений здесь, в целом, больше, чем попыток противопоставить одно другому.

Все же, традиционно, у производителей доминирует один подход, но Luxman предлагает линейку и ламповых, и транзисторных аппаратов — так что смешивать одно с другим очень даже возможно.

По моим наблюдениям с разработкой и производством у компании сейчас все хорошо. Производитель немолодой, и в его истории случались разные периоды, включая смену владельцев — сейчас Luxman принадлежит китайскому холдингу IAG.

При этом все прежние наработки были сохранены, а производство и разработка так и остались в Японии. Вероятно, это один из лучших сценариев с точки зрения сочетания бизнес-процессов и конечного результата, когда в компанию вложили средства, чтобы она делала то, что умеет делать хорошо.

А насколько же все хорошо у данного конкретного аппарата? На первый взгляд — очень даже. Начнем с функционала. Корректор может работать с ММ- и МС-головками. У него три независимых равноправных входа (и даже такую «мелочь», как три отдельных клеммы заземления, не забыли), каждый вход может быть легко перенастроен, а не привязан только к ММ- или МС-головкам. Выходов у корректора предусмотрено несколько — есть два небалансных выхода и есть один балансный трансформаторный выход. Но строго без функции предусилителя.

Настроек у аппарата много, но более того — они реализованы очень удобно. Все, что можно переключить или настроить, управляется не откуда-то из под крышки, и не с задней панели. Все наглядно и лаконично размещено на передней панели.


Это именно панель управления, сделанная в этаком аналоговом виде — за вращающимися ручками нет никаких штанг, идущих к потенциометрам или переключателям, а при настройке слышны только тихо пощелкивающие реле. Обошлись без дисплеев или сенсорных кнопок. Из визуальной составляющей — только аналоговые стрелочные индикаторы уровня сигнала. А если мешают — их можно выключить.

Настройки

Теперь о самих настройках. Можно выбрать один из трех входов и выставить тип головки (ММ, МС со средним выходом или МС с низким) — потому что МС-секция корректора собрана на четырех повышающих трансформаторах, усредненно рассчитанных на 2,5 Ома (low) и 40 Ом (high).

А в том случае, если выбран тип головки ММ, есть еще одна весьма редкая настройка — импеданс здесь не фиксирован на 47 кОм, а настраивается в диапазоне от 30 до 100 кОм, что на деле может оказаться очень полезным и даже необходимым для корректной работы некоторых ММ-головок. Да еще и емкость можно подстроить — от 0 до 300 пФ с шагом в 50 пФ.

Присутствует и быстрое переключение коэффициента усиления между тремя позициями: 36, 38 и 40 дБ. Шаг небольшой, и сам по себе коэффициент ниже традиционного. Видимо, для такого решения у разработчиков была своя логика. И все эти перечисленные настройки вынесены на пять поворотных переключателей.

Еще есть переключатели-тумблеры. Здесь можно включить/выключить индикаторы сигнала или изменить чувствительность индикаторов, переключиться между балансным или небалансным выходом, а также переключить фазу балансного выхода, если того требует аппарат, к которому подключается фонокорректор. Тут же расположен переключатель, активирующий схему размагничивания головки (эта полезная функция редко встречается).

Кроме того, есть переключение моно/стерео и фильтры среза низких и высоких частот (однако не совсем понятно, как в точности они меняют частоту). Впрочем, это уже не самый жизненно необходимый функционал.

В целом — возможности по коммутации, настройкам и их удобство очень порадовали. Единственное, чего тут может не хватать, так это переключения типов кривой коррекции. Ну хотя бы еще пару вариантов, кроме RIAA. Но этого функционала нет — впрочем, как нет его и у очень многих других фонокорректоров.

Конструкция

Внешний осмотр аппарата тоже производит хорошее впечатление. Полноразмерный корпус, качественная сборка и хорошие материалы — вплоть до винтиков и ножек-опор. Приличный вес, на который приходится далеко не только вес самого корпуса, качественные разъемы. Буквально не к чему придраться. Ну разве что цвет отделки только один — серебристый. Возможно, кому-то захотелось бы еще и черный, но сейчас Luxman вообще не выпускает аппаратов в этом цвете.


Осмотр конструкции изнутри производит еще более приятное впечатление. Приличные толстые платы, дополнительные экраны, элементная база на уровне. Питание стабилизированное — на кенотроне EZ81. Габариты и качество заказного силового трансформатора тоже сомнений не вызывают. Блок питания в сумме занимает не многим меньше половины корпуса. Между ним и, собственно, блоком корректора расположены крупные и хорошо заэкранированные выходные трансформаторы.

Блок корректора закрыт дополнительным экраном и собран на трех платах. Схема — CR-коррекция без ООС, SRPP. На каждый канал приходится по два повышающих трансформатора для МС-головок, а в активной секции использованы по две лампы ECC83 и по одной ECC82.

Как и в других моделях на протяжении ряда лет, лампы установлены производства словацкой JJ Electronic. Видно, что спецзаказ с маркировкой и подбор на уровне, но сами лампы можно поставить под вопрос. Впрочем, как и почти в любом другом ламповом аппарате. Но конкретно к ламповому вопросу я вернусь позже.

Прослушивание

А пока можно переходить к прослушиванию. Корректор этот и до теста мне уже был неплохо знаком, да и ламповой техники у меня побывало много. Так что тот факт, что аппарат из коробки толком не играет, меня совершенно не удивил — это свойственно ламповой технике. И логично, что понадобится некоторое время, чтобы лампы пришли в себя.

Несколько десятков часов минимум — и крайне желательно не просто во включенном состоянии, а на полезном сигнале. В этот период в звук можно особо не вслушиваться: он будет плавать и меняться — поэтому логичнее просто ставить что-нибудь малоценное в фоновом режиме и убавлять громкость.

Поначалу я отметил следующее. Уровень фона у аппарата низкий не только для лампового, но и в принципе. Я видел множество транзисторных корректоров, которые фонили сильнее. Здесь же на очень приличной громкости — почти полная тишина, даже при максимальном коэффициенте усиления и работе с низковыходной MC-головкой. Также заметно, что лампы не дают каких-то артефактов и не «микрофонят».

Сам по себе небольшой коэффициент усиления лично для меня проблемой не стал. Условно говоря, мой корректор в системе с той же головкой работает обычно со значениями громкости 10–12 на предусилителе (из 31 возможного), а при подключении Luxman EQ-500 по балансу и при выставленном усилении в 40 дБ схожая громкость получилась на цифрах 13–15. Не вижу в этом совершенно никакой проблемы — не более, чем в вопросе согласования компонентов по выходу и входу. А вот фактически отсутствующий фон — несомненный плюс.

Для начала послушал диск Richard Hawley «Lady's Bridge». На примере этой записи звук хочется охарактеризовать скорее как мягкий, но тут именно специфика записи и исполнения сами по себе создают такую атмосферу, а аппарат вполне достоверно ее воспроизводит — и такое ощущение, что ему это «нравится». К тому же, есть беглость и легкость подачи, ненапряженная скорость переходов, атмосфера, воздух и очень приличная детальность.


Баса корректор дает много — и баса хорошего качества. Опять же, здесь на записи нет сверхскоростной ритм-секции или чего-то подобного, но вот те нюансы фактуры и оттенки, которые есть в нижнем диапазоне, передаются реалистично и естественно, с хорошим контролем и наполненностью — и совершенно без неповоротливости или тяжеловесности.

Ламповая природа звука скорее угадывается, чем ощущается явно. Теплоты или отчетливой мягкости нет: подача ровная, без приподнятой середины или каких-то странностей по верхней части диапазона. Ощущение фактурности, детальности, послезвучий слегка подчеркнуто, но вполне изящно и без навязчивости. Серединка получается ровной, естественной и разборчивой. Верхов много: они подробные, разнообразные, но не колючие, да и по количеству они ощущаются ровно так, как нужно.

Детальности и динамика весьма хороши, но и они не выпирают. Все слышно подробно, но нет ощущения «рассматривания» звука через увеличительное стекло. Со скоростью проблем никаких, но и суетливости или торопливости в звуке нет. Также заметен очень правильный, выверенный баланс между основными тонами и послезвучиями. Все на положенных местах и в правильных пропорциях. С точки зрения эмоциональности подача живая, подвижная, но не экзальтированная. Присутствует аккуратность, но не неуверенность.

В плане сцены — отличная проработка по ширине и глубине. Выверенная, с хорошо читаемыми образами и планами, с естественными пропорциями и точной локализацией. Масштаб сцены и не камерный, и не раздутый — нечто средне-сбалансированное.

Пожалуй, основное из первых осмысленных впечатлений от звука Luxman EQ-500 — очень цельная, сбалансированная подача, без перекосов и каких-либо торчащих ярких черт. Основное «стремление» аппарата — отыграть запись, музыку, а не как-то заметно проявить себя чем-то необычным. Что мне весьма нравится — аппарат хочется слушать. Забегая вперед, скажу, что именно слушал я этот корректор намного дольше, чем нужно было для теста.

Следующей поставил пластинку 7RAY «Jazzy Zoetrope». Издание это целиком и полностью аналоговое — и записанное несколько «по-аудиофильски». Чуть-чуть вычурно, но в хорошем смысле. При прослушивании хорошо слышны нюансы записи — детальность сильно выше средней.

Сцена и локализация очень хороши: при правильных пропорциях и четких образах есть воздух, естественное ощущение объема. И при всем этом, в сочетании с самой записью, упор получается именно на музыку. Детали, нюансы не притягивают к себе больше внимания, чем нужно. Детальность не противоречит слитности, а музыку просто хочется слушать.

Так называемый «коэффициент утомления» у этого корректора очень низкий — существенно ниже, чем у многих знакомых мне аппаратов, в том числе и некоторых заметно более дорогих. И кстати, все это со штатными лампами, которые хоть и ничего, но далеко не из высшей категории.

Как показали эксперименты с заменой (EZ81 я не трогал — не было ничего взамен, — а попробовал пару приличных подобранных и уже поработавших вариантов ECC83 и ECC82) — разница отлично слышна. Но в одном случае звук становится чуть светлее, даже острее, с более резкой сценой, в другом — наоборот, прибавляется некоторое количество теплоты и бархата, а вот основа держится стабильно.

Динамика на месте, детальность тоже. Окраска — немного плюс-минус, но не более того. В границах вкусовых оттенков. А спокойно-уравновешенный характер все равно остается.